On-line: sergens, гостей 0. Всего: 1 [подробнее..]
Сегодня, 24 июля 2017 года, запускаю новый форум "Кунгурский уезд. История в документах".

АвторСообщение
постоянный участник


Сообщение: 67
Зарегистрирован: 08.08.17
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.17 10:12. Заголовок: Челобитная черного попа Антона на Анисима Гостева, брата его Никиту сотоварищи


РГАДА 1464-1-5

1661 г

Челобитная черного попа Антона Спасско-Печенгской пустыни на крестьян Верх-Кокшенской волости Важского уезда Анисима Гостева, брата его солдата Никиту Гостева и их товарищей о противоправной ловле рыбы в реке Печенге и бегстве попа в келею.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 26 , стр: 1 2 All [только новые]


постоянный участник


Сообщение: 68
Зарегистрирован: 08.08.17
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.17 10:13. Заголовок: лист 1 продолжение


продолжение листа 1



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 69
Зарегистрирован: 08.08.17
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.17 10:17. Заголовок: содержание текста (п..


содержание текста (предварительно)

Спасско-Печенгская Пустынь, 1661 г.

Црю Гдрю Великому Князю Алексею Михайловичю Всей

Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу бьет челом

и извещает твой Гдрь царский богомолец Важесково

уезда Кокшенския чети с Печенги реки Спаския пустыни

черной поп Антон Щеневскин з братьею то ж я Гдрь

Кокшенской чети Верхкокшенския влсти на Онисима

Гостева сына да на брата ево на салдата на Никиту

Гостевых сына с товарищи а товарев своих они Гдрь ве-

дают кто с ними имяны были и чьи из отчины а члвк их

Гдрь с пятнатцат было в такове деле в нынешном Гдрь

в РХФ (1661) году после Петрова дни в первой четверг июля

??? дня приходили Гдрь тот Анисим с своим братом и с товари-

щы своими в нашу мнстрскую округу по реке по Печенге

з бредником для рыбные ловли своим самоволством до мнтря

вплоть и я было их увидел на руговщине что они в реке

рыбу бродят и утицы молодые имают и пожни наши сенные

покосы толочат и почал было им говорить о добре чтобы

им нас(?) нищех не обижал и угодя нашего самосилством не уго-

ном(??) к мнтрю не творил и тот Гдрь Анисим з братом своим

почали меня нища? бранить всякими недобрыми речити??

??? стал оборонятся? мнстрю бывал?? преж то сля?? старех

матухил??? та стяжные?? да и тот не могл и скошен чи??

воды?? овопия?? а то быве?? и с Печенги выдыснеот??? пить

волмуте??? его робята да убить ва с каменем? ??? и я

побегл к мнстрю во печу? а тот Гдрь Анисим з братом

своим за мною в погоню гналися и до мнстря ряд оплот ослопье??

и в мнстре Гдрь вопьем? и крик послышали и всречь люди

набежали и убить меня не дали и тот Анисим к келее моей

Гдрь проходил и хвулил

за Гдрь на меня нощал?? и в пре?? убиство и я нищей от нех

Гдрь в келее за запором отсидеся

а в прежних Гдрь годех РНЕ (1647) году в той ж Гдрь их ВерхноКокшен-

ской влсти старух нашего матухона??? убила да и вводы посвали?? да

в той ж Гдрь в лете? во РПЭ (1658) году сыс??? ведомо цр?? снотал??

грошы? а ???? покрал у нас в мнстре из црквной?

казны болотое?? Гдрь ??? тот был ис тое ж деревни

тот Анисим потре?? на твор ??? налогу свои самол-

ством оне? нашем мнстрской округе в лесе забра?? птицу

ловят а в реке рыбу и пожну толочат да на ни ??? хвалитца???

убийство? и мы нищиебоясь ево Гдрь похва ?????

ства на ??? хлебные пашни и на сенные покосы

не смоет?? ни ходит ?? евит и в той нам? Гдрь учинят за?

??? убыли?? в хлебной недоходе ? в скотиной бескорму

?? а убытком Гдрь нашем будет перечет писат ?? сково??

челобитной млрсдый Гдрь Царь и Великий Князь Алексей

Михайловичь Всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодер-

жец смилуйся и пожалуй нас нищих чернцов ве?? Гдрь сия??

ншм?? ???? челобитну я Илейской влсти Црскму старос-

те Моисею Осиеву сыну принять в царскую казну ит ?

нись подпись? том про тот? Анисимово Гдрь насалство а пра-

вет ?? в мире известно было Царь Гдрь смилуйся и пожалуй.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 797
Зарегистрирован: 24.07.17
Откуда: Россия, село Ключи
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.17 11:49. Заголовок: :sm36: Вообще прик..


Вообще прикольная челобитка, целый триллер!
Вот пока что у меня получилось подправить:
Спасско-Печенгская Пустынь, 1661 г.

Црю Гдрю Великому Князю Алексею Михайловичю Всея

Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу бьет челом

и извещает твой Гдрь царский богомолец Важесково

уезда Кокшенския чети с Печенги реки Спаския пустыни

черной поп Антон Щеневскин з братьею то я ж Гдрь

Кокшенской чети Верхкокшенския влсти на Онисима

Гостева сына да на брата ево на салдата на Никиту

Гостева ж сына с товарищи а товарев своих они Гдрь ве-

дают кто с ними имяны были и чьи из отчины а члвк их

Гдрь с пятнатцат было в такове деле в нынешном Гдрь

во РХФ (1661) году после Петрова дни в первой четверг июля

??? дня приходили Гдрь тот Анисим с своим братом и с товари-

щы своими в нашу мнстрскую округу по реке по Печенге

з бредником для рыбные ловли своим самоволством до мнтря

вплоть и я было их увидел над руговщине что они в реке

рыбу бродят и утицы молодые имают и пожни наши сенные

покосы толочат и почал было им говорить о добре чтобы

им нас нищих не обижати, угодя нашего самосилством не уго-

ном(??) и пожень наших сенных покосов не толочил и налоги бы
нам и мнтрю не творил. И тот Гдрь Анисим з братом своим

почали меня нищаво бранить всякими недобрыми речьми:

ты де стал оборона тому мнстрю, бывал де преж тебя старец

Матихин? и стяжнее да и тот не могл ис Кокшенги

воды отпить а тебе де и с Печенги выды не отпить

возмите де его робята да убейте да с каменем

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 70
Зарегистрирован: 08.08.17
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.17 12:50. Заголовок: "тебя старец Мат..


"тебя старец Матихин? и стяжнее да и тот не могл ис Кокшенги воды отпить а тебе де и с Печенги выды не отпить возмите де его робята да убейте да с каменем" - я тут голову сломал!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 798
Зарегистрирован: 24.07.17
Откуда: Россия, село Ключи
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.17 18:41. Заголовок: Да, текст тяжелый дл..


Да, текст тяжелый для расшифровки. (выделенный текст на сканах не увидел )
Продолжение

каменем и в воду и я

нищей видучи государь их сверепство и убояся их уйства (буйства)
побегл к мнстрю во печи? а тот Гдрь Анисим з братом

своим за мною в погоню гналися и до мнстря вплоть с ослопьем

и в мнстре Гдрь вопьми и крик послышали и встречь люди

набежали и убить меня не дали и тот Анисим и к келее моей

Гдрь приходил и хвулил

за Гдрь на меня нощал?? и в пре?? убиство и я нищей от нех

Гдрь в келее за запором отсидеся


а в прежних Гдрь годех РНЕ (1647) году в той ж Гдрь их ВерхноКокшен-

ской влсти старца нашего Матухина убили да и в воду посадили да


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 71
Зарегистрирован: 08.08.17
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.17 20:50. Заголовок: это сгиб. лист храни..


это сгиб. лист хранится в гнутом виде.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 72
Зарегистрирован: 08.08.17
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.17 20:56. Заголовок: Печенгская Спасская ..


Печенгская Спасская мужская пустынь основана в начале XVII века монахом Матфеем, находилась на правом берегу реки Печеньга (приток Кокшеньги). В 1619 году инок Матфей построил в глухом лесу часовню в честь Преображения Господня и Всех Святых, поэтому и пустынь в документах, приведенных в «Актах Холмогорской и Устюжской епархии» называется Спасской или Всехсвятской, чаще – Спасской. В 1623 году построена первая церковь, которая была освящена в честь Всех Святых. Количество монахов в Спасской пустыни не превышало 7 человек. В 1678 году пустынь была уже не самостоятельной, а приписной к Николаевскому Маркушевскому монастырю. В 1753 году построена новая деревянная церковь, в 1757 году освящена в честь Всех Святых. Упразднена пустынь, по одним сведениям, в 1764 году, по другим сведениям, это произошло ранее.

Священником в Печенгской пустыни много лет был иеромонах («черный поп») Антоний Нешкин. (из "Печенгская Спасская мужская пустынь" Н. М. Македонская)

СПАССКАЯ ПЕЧЕНГСКАЯ ПУСТЫНЬ
РГАДА Ф.64 Оп.55 Д.55

Возникла в XVII в. Находилась на р. Печенге в Кокшенгской четверти Важского у. (позднее - Тотемский у.). В XVIII в. была приписана к Николаевскому Маркушевскому монастырю. Упразднена в 1764 (обращена в приходскую церковь).
Документы выделены из коллекции "Архив Коряжемского монастыря" в 1960.
Грамоты, указы новгородского митрополита (об открытии церкви в пустыни), Архангельской консистории, Верховажского и Кокшенгского духовных правлений 1623, 1753 - 1759, 1764.
Книги приходо-расходные 1702 - 1707, 1721, 1734 - 1736, 1756, записные сбора пожертвований 1678, 1756; книга приходо-расходная Николаевского Маркушевского монастыря 1726.
Дела и документы 1621 - 1786, в т. ч. о земельных владениях монастыря; о столкновениях с крестьянами 1627, 1701.
Поступные записи 1661, духовные грамоты 1728.
Документы Спасской приходской церкви: указ Казенной палаты 1780, книга записная крещений, браков и смертей 1786, дело о церковных лесных угодьях 1793.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 800
Зарегистрирован: 24.07.17
Откуда: Россия, село Ключи
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.17 12:39. Заголовок: Вынесла мне весь моз..



Ну вот что у меня получилось.

Црю (царю) Гсдрю (государю) и великому Кнзю (князю) алексею михайловичу всея
великия и малыя и белыя росии Самодержцу бьет челом
и извещает твой Гсдрв (государев) црский (царский) богомолец Важеского
уезда Кокшенския Чети с Печенги реки Спаския пустыни
черной поп Антон Щенешкин (Антонище Нешкин ? ) з братею тоя ж Гсдрь
Кокшенския чети Верхкокшенския влсти (волости) на Онисима
Гостева сна (сына) да на брана (брата) е(во) на салдата на Никиту
Гостева ж сна (сына) с товарищи, а товарев (товарищей) своих они Гсдрь ве-
дают кто с ними имяны были и чьи из отчины (по имяни и отчеству) а члвк (человек) их
Гсдрь с пятнатцать было в такове деле (в этом деле) в нынешном Гсдрь
во ??? году после петрова дни в первой четверг июля
??? приходили Гсдрь тот Анисим с своим братом и с товари-
рищи своими в нашу мнстрскую (монастырскую) округу по реке по Печенге
з бредником для рыбные ловли своим самовольством до мнстря
вплоть. И я было их увидал на друговщине (друговщина – ватага, артель) что они в реке
рыбу бродят и утицы молодые имают (ловят) и пожни (пожня – сжатое поле, луг) нши (наши) сенные покосы толочат (здесь – топчут) и почал (начал) было им говорить о добре, чтобы
им нас нищих не обижать и угодья ншго (нашего) самосильством не уго-
довать (угодовать – работать, заниматься сельскими работами) и пожень нших (наших) сеных покосов не толочить и налоги бы
нам и мнстрю не творить. И тот Гсдрь Анисим з братом своим
почал (начал) меня нища(во) бранить всякими недобрыми речьми:
ты де стал оборона тому мнстрю , был де преж тобя (тебя) старец
Матухин и стяжнее (стяжать – приобретать, добывать), да и тот не могл ис Кокшенги
воды отпить, а тебе де и ис Печенги выды (воды) не отпить,
возьмите де его робята да убейте да с каменьем и в воду. И я
нищей видечи (видя) их Гсдрь сверепство и убояся их уйством (буйством)
побегл (побежал) к мнстрю во печи. А тот Гсдрь Анисим з братом
своим за мною в погоню гнались и до мнстря вплоть с ослопьем (ослопье – дубина, жердь)
И в мнстре Гсдрь вопми (вопли) и крик послышали и встречью (навстречу) люди
набежали и убить меня не дали и тот Анисим и к келее ….
Гсдрь приходил и хвулил …..
…….
……..
А в прежних Гсдрь годех 1647 году в той же Гсдрь Верхкокшен-
ской влсте (волости) старца ншго (нашего) Матухина убили да и в воду посадили. Да
в том же Гсдрь в лете во ??? году сыскалсе ведомой (известный) тать (вор)
Гришка Шустиков покрал у нас в мнстре из цркви (церкви) Спаскую
казну а после тое Гсдрь цркви (церкви) де тать бы. И с тое ж дрвни (деревни)
тот Анисим по трем? год нам творил обиду и налогу своим самоволь-
ством в нищей мнстырской округе, в лесе зверя и птицу
ловил а в реке рыбу, и пожни толочал, да на нас же хвалилца
убийством. И мы нищие боясь ево Гсдрь похвалы и убий-
ства на прежние? хлебные пашни и на сенные покосы
не смеем ни ходить ни ездить. И в том нам Гсдрь чинятца
большие убытки в хлебной недоход и в скотиной бескорми-
це. А убыткам Гсдрь нашим будет перечень писан в исковой
челобитной. Млсрдный (милосердный) Гсдрь и великий кнзь Алексей
Михайлович всея великия и малыя и белыя Росии самодер-
жец смилуйся и пожалуй нас нищих чернцов. Великий Гсдрь сию
нашу изветную челобитную Илеския волости црквому (церковному) старо-
сте Моисею Иосиеву сыну принял в црквную казну и …
… подписал чтоб про то Анисимово Гсдрь насильство а про на-
шу бедность в мире известно было. Црь Гсдрь смилуйся пожалуй.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 73
Зарегистрирован: 08.08.17
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.17 14:21. Заголовок: Юрий, очень, очень к..


Юрий, очень, очень круто. Слов нет!!!!! Я бы это все ни в жисть не осилил, Црь Гсдрь смилуйся пожалуй.
Все-таки там, по-моему, действительно Антонище Нешкин!!!
По-моему, наверное, "руговщина" - на ружной земле, а не на "друговщине".
И не Илеския, а Илейския волости - Илезская волость писалась как Илейская до 1800-х, а может и потом тоже.

На самом деле, по совокупности фактов, похоже на то, что крохотная пустынь из 7 человек пыталась контролировать всю округу и говорила кому чего делать.. Поэтому у них и были постоянно нелады с деревенскими - аж с самого 1627 года..., чуть ли не с основания пустыни.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 801
Зарегистрирован: 24.07.17
Откуда: Россия, село Ключи
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.17 13:49. Заголовок: Mazut пишет: Я бы э..


Mazut пишет:

 цитата:
Я бы это все ни в жисть не осилил,

Уважаемый Mazut не много скромничает
Вообще то предполагал, что к расшифровке подключатся и другие участники форума, но что-то не срослось.
Теперь по пунктам:
1. Mazut пишет:

 цитата:
был иеромонах («черный поп») Антоний Нешкин


Mazut пишет:

 цитата:
по-моему, действительно Антонище Нешкин!!!


Что-то мне ни разу не попадало таких окончаний имен в текстах 17-го века, ни у крестьян, ни даже у попов.
Не известно, из какого источника взята фамилия попа в первой цитате, может исследователь не правильно прочитал, первый слог фамилии "Ще"
принял за окончание имени "-ий"? Проблема разрешится, если найдется ещё один документ того времени, где фигурирует этот Антон.
2. В рукописи челобитки стоит верхняя выносная "д", поэтому можно прочитать двояко: " над руговщине" или "на друговщине".
Руга - церковная земля. Но такая форма этого слова "руговщина" мне не встречалась, да и как-то совсем не по фэншую фраза "над руговщине".
Мужики бродили по реке, а оказались "над".
Друговщина - по Далю, община, общество, товарищество, круг, согласие, ватага, артель, братство.
Крестьяне рыбачили большой толпой (около пятнадцати человек), артелью. Поэтому второй вариант мне кажется правильным.
3. Mazut пишет:

 цитата:
И не Илеския, а Илейския волости


Фрагмент переписи Верх-Кокшенской волости 1685 года.
"...пустыни тягла четь обжи. А в нем живут вкладчики
Илеские влсти (волости) Фалелейко Борисов Ивашко Леонтьев
да работной члвк (человек) Аниска Фокин родом он из Засухон."
По буквам: И-л-е-с-к-i-е, по-другому не прочитаешь.





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 7
Зарегистрирован: 27.07.17
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.17 11:24. Заголовок: Ну вы робяты блин..


Ну вы робяты блин даёте ! Как такие закорючки читать ? Вот сейчас узнаю прежнего Юру , вишь всё как разложил . Хоть не всё понятно , но интересно .

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 74
Зарегистрирован: 08.08.17
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.17 13:24. Заголовок: Еще и так разложил, ..


Еще и так разложил, что не поспоришь!

С Антонищем действительно какая-то загадка... Я даже пытался делать поиск на то, в каких случаях могли писать "Иван ще Иванов", но ничего не нашел. Заметки об Антонии Нешкине - это из работы Нины Михайловны Македонской, которая, по-моему, и сейчас работает библиотекарем в Вологодском духовном училище. Мне и в голову не пришло, что она тоже могла прочесть имя-фамилию с ошибкой, а такая возможность действительно существует.

И правда, поиски на слово "руговщина" ничего не дают. Как впрочем и на "друговщина"...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 802
Зарегистрирован: 24.07.17
Откуда: Россия, село Ключи
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.17 13:49. Заголовок: Mazut пишет: И прав..


Mazut пишет:

 цитата:
И правда, поиски на слово "руговщина" ничего не дают. Как впрочем и на "друговщина"...


" Другиня жен. друг женского пола, подруга. Друговщина жен. община, общество, товарищество, круг, согласие, ватага, артель, братство.
Другдружный, другодружный, взаимно супротивный, междоусобный, усобищный. Друголюбие ср. дружелюбие, любовь к ближнему,
друга к другу, расположенье к миру, согласию и взаимной любви и услугам. Друголюбный, дружелюбный, приятельский, благосклонный,
милостивый, радушный и миролюбный. Дружелюбивый прил. дружелюб муж. склонный к дружелюбию. "
https://slovar.cc/rus/dal/544673.html


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 803
Зарегистрирован: 24.07.17
Откуда: Россия, село Ключи
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.17 14:19. Заголовок: Так, на будущее, :s..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 75
Зарегистрирован: 08.08.17
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.17 15:42. Заголовок: :sm200: о, как!..


о, как!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 804
Зарегистрирован: 24.07.17
Откуда: Россия, село Ключи
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.17 16:33. Заголовок: Mazut пишет: о, ка..


Mazut пишет:

 цитата:
о, как!

ну а вдруг ещё пару-тройку челобитных откопается, словарь Даля в помощь будет.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 84
Зарегистрирован: 08.08.17
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.17 08:58. Заголовок: Случайно попалось на..


Случайно попалось на ВГД......

Источники информации по Коротоякскому уезду
11.08.2017, 10:12
ГАВО АИС архив
ф.и-18 оп-1. д. 165 Ревизские сказки о войсковых жителях, отставных военных , священослужителях ...-1795 г. (сканы 373-376)
Коротоякской округи сёл отставные солдаты выслужавшие 25 лет
д. Веретья
Артём Анисимов сын Гостев 65
у него жена Фёкла Иванова дочь 62


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 829
Зарегистрирован: 24.07.17
Откуда: Россия, село Ключи
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.17 18:30. Заголовок: Мне интересно сравни..


Мне интересно сравнивать различные аспекты жизни в те времена и нынешние. Поп жалуется на крестьян, что они, по его мнению, самовольно ловят рыбу. Не известно, чем закончилось дело в середине 17-го века. Но вот случай, который произошел нынче в нашем районе.
Два мужика сетью поймали десяток рыб в Иргине и на них наложили штраф в 1 миллион рублей!!!
Нет, я понимаю, что за незаконную рыбную ловлю надо штрафовать, но наказание должно быть адекватным и соразмерно причиненному ущербу... Но 100 тысяч рублей за одну рыбку - это перебор!
Заметка в районной газете "Новая жизнь" от 28 октября.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 89
Зарегистрирован: 08.08.17
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.17 10:12. Заголовок: Я внимательно прочит..


Я внимательно прочитал заметку Татьяны Винокуровой, помощника судьи Суксунского районного суда.

Слов нет, что скажешь. Там в заметке сплошной пафос и лозунги....
"добычу водных, панимашь, биологических ресурсов"...
"причинив тем самым РФ материальный ущерб", но цифра не озвучена.
Дык, надо было тогда прямо писать "подорвав тем самым материальное могущество Родины"....
"запрещенных орудий массового истребления группой лиц по предварительному сговору". Если не знать, о чем речь, то можно подумать, говорят о Саддаме Хуссейне с генералами, а не о уколотых ловцах 8 щук.
"с учетом тяжести преступления" - ну да, сначала пафос нагнетён, а потом он же и учтен.
Больше всего поразило то, что с учетом "возможности получения ими заработной платы". Кошмар.

Однако. Чтение на тему:
https://megakhuimyak.livejournal.com/424679.html
https://www.city-n.ru/view/110465.html

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 90
Зарегистрирован: 08.08.17
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.17 16:05. Заголовок: на Онисима Гостева с..



 цитата:
на Онисима Гостева сна (сына) да на брана (брата) е(во) на салдата на Никиту Гостева ж сна (сына) с товарищи



Любопытно, что в челобитной использованы нормальные формы имен, а не уничижительные Анисимко (Аниска) и Никитка.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 113
Зарегистрирован: 08.08.17
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.18 19:24. Заголовок: РИБ т. XIV Акты Х..


РИБ т. XIV Акты Холмогорской и Устюжской епархии, часть 2. 1894 г. ст. 391

CLVIII. Около 1646. Челобитная Спасской Печенской пустыни казначея съ братіею и вкладчиковъ о томъ, чтобы царь Алексѣй Михаиловичъ подписалъ грамоту на вотчины, данную этой пустыни его отцомъ.

Царю государю и великому князю Алексѣю Михайловичю всея Русіи біетъ челомъ твой государевъ богомолецъ Важескаго уѣзду, Кокшенскіе чети, Печенскіе Спаскіе пустыни казначей старецъ Герасимище и въ братіи своей мѣсто и вклатчиковъ. Въ прошломъ, государь, во 136 году твой государевъ отецъ, блаженныя памяти великій государь царь и великій князь Михайло Ѳедоровичъ всея Русіи, пожаловалъ боголѣпнаго Преображенія Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа и Всѣхъ Святыхъ чюдотворныя иконы ту новую пустынку Спасову и окружную жалованную грамоту далъ, по чему владѣти тою окружной землею и сѣнными покосы, и отъѣжею пашнею. Милосердый государь царь и великій князь Алексѣй Михаиловичъ всеа Русіи, смилуйся, государь, пожалуй насъ нищихъ своихъ царьскихъ богомолцевъ, вели, государь, на той жалованной окружной грамотѣ потписати свое царьское имя, или вели, государь, свою государеву жаловалную грамоту новую окружную грамоту дать по той же по прежней жаловалной грамотѣ. Царь государь, смилуйся, пожалуй.
На оборотѣ: Какъ станетъ подписывать инымъ, и тебѣ подпишетъ.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 114
Зарегистрирован: 08.08.17
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.18 19:26. Заголовок: РИБ т. XIV Акты Х..


РИБ т. XIV Акты Холмогорской и Устюжской епархии, часть 2. 1894 г.

CLVI. 1644, ноября 30. Отпускная <во многъ міръ> для сбора милостыни старца Устина съ повозникомъ Сисоемъ изъ Спасской пустыни, Верх-Кокшенской четверти, съ Печенги, отъ лица старцевъ и вкладчиковъ.

153 году, ноября въ 30 день, по милости Божіи Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа честного и благолѣпнаго Его Преображенія и Всѣхъ Святыхъ чюдотворныя иконы, Важского уѣзда съ Верхъ-Кокшенскія четверти, съ Печенги рѣчки, Спасскія пустыни черной попъ Антоней Нѣшкинъ, шенкурецъ, да казначей старецъ Никонъ, да старецъ Игнатей, да старецъ Варламъ, да тое жъ пустыни вкладчики: Озерецкія волости попъ Ѳедоръ Митрофановъ сынъ, да Якимъ Падиногинъ, да Бахтеаръ Ивановъ сынъ, да Тарасъ Сергѣевъ сынъ, да Иванъ Семеновъ сынъ Воронова и вся братія и вкладчики тоя Спаскія пустыни, положа по совѣту, для великія бѣдности и хлѣбныя скудости, что грѣхъ ради нашихъ Господь на насъ грѣшныхъ прогнѣвался, сево лѣта хлѣбъ, рожь и овесъ, позябъ до конца, а се дворъ скотиной погорѣлъ, и что было животецково заводу, то все обгорѣло, а для тое великія скудости хлѣбныя и для монастырьского заводу для царсково богомолья отпустили во многъ міръ Важского уѣзда и въ Тотомской, и въ Галецкой, и въ тѣ уѣзды старца своего, старшево человѣка, имяномъ Устина, да съ нимъ повозника Сисоя Хрисанѳова сына. И вамъ бы, господа наши, православное христьянство, тому наш(ем)у посылщикѵ, старцу Устину, въ тое нашу Спаскую пустыню на церковное строенье къ царскому богомолью на воскъ и на фимьянъ и намъ нищимъ милостыню подать у ково что Богъ подастъ, а отъ глупыхъ бы людей вамъ, господамъ нашимъ, того нашего старца поберетчи, въ обиду не давать, а мы нищіе должны о многолѣтнимъ царскомъ здравіи и объ васъ православныхъ христьянѣхъ Бога молити. Отпускную писалъ, по брацкому совѣту, тое жъ Печенгскіе пустыни черной попъ Антоней Нѣшкинъ, шенкурецъ.
На оборотѣ: Къ сей посылной воскресенской попъ Антипа Верхъ-Кокшенскіе волости руку приложилъ. Къ сей посилной попъ Ѳедоръ Митрофановъ руку приложилъ. Къ сей посылной вкладчикъ Якимко Ивановъ руку приложилъ. Къ сей посылной вкладчикъ Бахтеярко Ивановъ и руку приложилъ. Печенскія пустыни вкладчикъ Ивашко Семеновъ руку приложилъ. — Помѣта-. 153 году, декабря въ 19 день, былъ старецъ Устинъ съ образомъ Спасовым (въ) Важескомъ уѣздѣ, въ Морозовскомъ стану, и прощалъ на церковное строенье. Подписалъ важенинъ Ѳедко Минин Посниковъ.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 115
Зарегистрирован: 08.08.17
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.18 20:01. Заголовок: РИБ т. XIV Акты Х..


РИБ т. XIV Акты Холмогорской и Устюжской епархии, часть 2. 1894 г.

ст. 415

CLXXII. 1656, января 26. Челобитная Печенской пустыни старца Сергія о правежѣ монастырскихъ денегъ и хлѣба на заимщикахъ, не вернувшихъ ихъ въ сроки.

Царю государю и великому князю Алексѣю Михайловичю, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержцу, бьетъ челомъ твой государевъ нищей богомолецъ, Печенской пустыни старецъ Серьгіищо. Взять, государь, казенныхъ денегъ спаскихъ монастырскихъ по кабаламъ: на Собинкѣ Бурковѣ 7 гривенъ; на Миронкѣ Сидоровѣ 7 алтынъ; на Васильѣ Ондріевѣ 7 мѣръ ржи; Спаскіе волости на Яковѣ Ивановѣ Талашманѣ 10 мѣръ ржи; на Ѳеткѣ Незговоровѣ пол-тринатцеты мѣры ржи да 2 рубли денегъ; на Кондратьѣ Вахроміевѣ 10 мѣръ ржи и на иныхъ крестьянахъ, на комъ что взять, и тому слѣдуютъ кабалы и даные кабалы, и порядные, и записи. И сроки, государь, кабаламъ прошли, а заимщыки денегъ не платятъ. Милосердый государь царь и великій князь Алексѣй Михаиловичъ, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержецъ, пожалуй меня сироту, вели, государь, на заимщыкахъ денгн и рожь доправить и мнѣ сиротѣ отдать. Царь государь, смилуйся, пожалуй.
На оборотѣ помѣты. Срочить.— 164, генваря въ 20 день, Оскѣ Герасимову Хлѣдову, Ѳедкѣ Трофимову. По сей челобитной отвѣтчиковъ за поруками зъ записми срочить въ Ромашево передъ четвертного судью тотчасъ. Да дьячкомъ быть для писма Козмѣ Григорьеву. Къ сей подписи земской судья Михайло Кириловъ сынъ Малыгинъ печать приложилъ.
Подлинникъ съ печатью.

ст. 417
CLXXIII. 1657 или 1658. Челобитная царю Алексѣю Михаиловичу Печенской пустыни строителя Сергія съ братіею объ освобожденіи ихъ вотчинной деревни Дурневской отъ оброка и податей.

Царю государю и великому князю Алексѣю Михайловичи), всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержцу, бьютъ челомъ бѣдные старые и увѣшные нищіе твои государьскіе богомолцы, Важеского уѣзду, Кокшенскіе чети, въ твоево великого государя богомолья Преображенія Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа и иже во святыхъ отца нашего Филиппа митрополита, Московскою чюдотворца, Печенскіе пустыни строитель Сергѣище зъ братіею. Въ прошлыхъ, государь, годѣхъ дали намъ богомолцамъ твоимъ вкладу въ пустыню для нашего прокормленія и по (о)бѣщанью своему твоей государевы дворцовой Верхъ-Кокшенской волости крестьяня, Ивашко Марковъ да Микишка Ивановъ, да Ѳедка Ивановъ сынъ Широково, да Никитка Васильевъ, свой жеребей деревню Дурневскую. Да въ той же деревнѣ Дурневской купили мы богомолцы твои жеребей пол-обжи на казенные денги и вкладные имъ вкладчикомъ, Ивашку Маркову съ товарищи, за тѣ ихъ жеребьи вмѣсто денегъ дали; а на купленой жеребей взяли купчюю на томъ, что имъ на то твое великого государя богомолье на пустынное мѣсто пашню пахать и работу работать исполу. И онѣ по обѣщанью своему пашню на насъ богомолцовъ твоихъ пахали и работу работали, а мы, богомолцы твои, за ихъ работу и за пашню съ той деревнишки Дурьневской, сь ихъ и съ купленова жеребья, платили твои государевы данные и оброшные денги и всякіе подати и доходы многіе лѣта домовыми пустынными денгами. И въ прошломъ, государь, во 161 году, по твоему великого государя указу, взяты исъ той деревни нашей Дурневской въ твою государеву службу и въ салдатцкой строй крестьянскіе дѣти и племянники и служатъ пятой годъ безъ сьѣзду; а безъ нихъ отцы ихъ и дядья стары и увѣшны, пашни пахать и работы работать не могутъ, и мы, богомолцы твои, стали безъ пашни, пить и ѣсть печево, твоихъ государевыхъ оброшныхъ денегъ и всякихъ денежныхъ доходовъ платить стало нечимъ, скитаемся межъ дворъ. Милосердый государь царь и великій кпязь Алексѣй Михаиловичъ, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержецъ, пожалуй насъ богомолцовъ своихъ бѣдныхъ, старыхъ и увѣшныхъ, для Преображенія Спасова и Филиппа митрополита и для своего государьского многолѣтнова здоровья, тою деревнишкою Дурневскою, вкладными и купленымъ жеребьями, двѣмя обжами безъ четверти, со крестьяны и со всѣми угодьи къ тому своему великого государя богомолью въ Печенскую пустыню на церковное строеніе, и на книги, и на ризы, на воскъ, и на фемьянъ, и намъ бѣднымъ и увѣшнымъ на прокормленіе въ вотчину. А опричь, государь, тое деревнишки, иной вотчинки за тѣмъ твоимъ государьскимъ богомольемъ нѣтъ ни однова двора; а въ той, государь, деревнишкѣ Дурневской крестьянскихъ четыре дворишка. И не вели, государь, съ тое нашей вкладной пустынной деревнишки своихъ государевыхъ оброшныхъ денегъ и всякихъ податей на насъ править, и дать свою государеву грамоту, чтобъ тому твоему великого государя богомолью не разоритца и безъ пѣнія не быть, а намъ, бѣднымъ богомолцамъ твоимъ, голодною смертью не умереть и, стоя на правежѣ въ твоихъ государевыхъ оброшныхъ денгахъ и во всякихъ податяхъ съ той пустой деревнишки, замученымъ не быть. Царь государь, смилуйся, пожалуй.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 932
Зарегистрирован: 24.07.17
Откуда: Россия, село Ключи
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.02.18 11:39. Заголовок: Значит, такой вариан..


Значит, такой вариант написания "Антонище Нешкин" действительно мог быть.
Посмотреть бы еще исходный рукописный текст.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 933
Зарегистрирован: 24.07.17
Откуда: Россия, село Ключи
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.02.18 21:16. Заголовок: За что и уважаю Алек..


За что и уважаю Алексея, за его основательный и серьёзный подход к делу. Оставался один спорный момент, с именем и фамилией попа, но похоже на то, что и его решили.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 116
Зарегистрирован: 08.08.17
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.02.18 23:42. Заголовок: Юрий Хахилев пишет: ..


Юрий Хахилев пишет:

 цитата:
Посмотреть бы еще исходный рукописный текст



Это да.... Совершенно непонятно, где же находятся оригиналы.

С другой стороны, существует вопрос о том, почему в Р.И.Б. в Актах Холмогорской епархии находятся документы только по Тарногскому городку (я полагаю, что это документы Тарногской судной избы) - главным образом, по Шевденицкой волости, а где же документы всех других изб Важского уезда (или по другим волостям)? У меня сейчас нет ответа.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 26 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 116
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет