On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Сегодня, 24 июля 2017 года, запускаю новый форум "Кунгурский уезд. История в документах".

АвторСообщение



Сообщение: 88
Зарегистрирован: 24.07.17
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.03.21 09:51. Заголовок: Мамины, Кунгурский и Красноуфимский уезды.


Карасёв Николай Сергеевич, г. Санкт-Петербург, исследует род Маминых.
По просьбе Николая Сергеевича выкладываю ссылку на его публикацию на Яндекс Дзен.
https://zen.yandex.ru/media/id/5c23ed8268a4da00aabd5096/kungurskii-sled-maminyh-603b6cd549b4e72890335f1a
Если у участников форума есть что добавить по этой теме, адрес электронной почты автора karasev.nikky@yandex.ru

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]





Сообщение: 89
Зарегистрирован: 24.07.17
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.03.21 09:57. Заголовок: Кунгурский след Мами..


Кунгурский след Маминых
28 февраля
Продолжаю рассказ о представителях церковнослужительской династии Маминых. В этой статье речь пойдет о тех из них, чья жизнь была связана с городом Кунгуром и его окрестностями.

Кунгур расположен на берегах реки Сылвы и впадающих в неё рек Ирени и Шаквы. Первоначально был основан в 1648 году как острог близ места впадения реки Кунгур в Ирень. После разорения во время восстания башкир в 1663 г. отстроен заново на новом месте, в 17 верстах от прежнего. В 1712-1723 годах в Кунгуре действовал казенный медеплавильный завод, оборудование которого затем было перевезено на строящийся Егошихинский завод (современная Пермь). В 1720 году в Кунгуре открылись первые на Урале горнозаводская школа и горнозаводское управление – горная канцелярия.
С 1780-х годов Кунгур – уездный город Пермского наместничества, затем Пермской губернии. В городе активно развивалась торговля, также действовали кожевенные и мыловаренные предприятия, различные промыслы. Наиболее была развита чаеторговля – Кунгур называли чайной столицей России. Город был по преимуществу купеческим. Несколько раз в год в Кунгуре проходили крупные ярмарки. С 1887 года по реке Сылве между Кунгуром и Пермью организовано регулярное пароходное сообщение. В 1909 году через Кунгур прошла железная дорога, напрямую связавшая Пермь и Екатеринбург.
О «кунгурском следе» Мамина-Сибиряка исследователи-краеведы активно заговорили накануне 350-летия Кунгура, когда соответствующая информация была опубликована в кунгурской газете «Искра» и затем прозвучала с трибуны социально-культурного форума «Грибушинские чтения. Кунгурский диалог». Речь шла о том, что Дмитрий Наркисович имеет с Кунгуром родственные связи. В принципе, это действительно так, однако приведенные в обоснование этого в 2012 году сведения о генеалогии рода Маминых нуждаются в значительной корректировке.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 90
Зарегистрирован: 24.07.17
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.03.21 10:01. Заголовок: В статье, ссылка на ..


В статье, ссылка на которую приведена выше, за основу были взяты исследования краеведа Аркадия Федоровича Коровина. А.Ф. Коровин много лет занимался сбором материалов к родословной Д.Н. Мамина-Сибиряка; его первая работа на эту тему была опубликована почти полвека назад – в 1974 году. По версии Коровина, родоначальником Маминых был священник села Истоцкого Петр Никифоров, выходец из Кунгурского уезда. У Петра Никифорова был сын Еремей (Иеремия), у Еремея – сын Василий. Далее, согласно данным церковной летописи села Истоцкого, у священника Василия Игнатова сына попова Мамина был сын Егор. Через потомков Егора Васильевича Мамина уже прослеживается (правда, с некоторыми допущениями и неточностями) прямая нисходящая линия родства с Дмитрием Наркисовичем. Несоответствие же отчества Василия Мамина – Иеремиевич/Игнатьевич – А.Ф. Коровин объясняет вероятной ошибкой в церковной летописи. Таким образом, по версии Коровина получается, что первым священнослужителем в роду будущих Маминых был уроженец кунгурской земли Петр Никифоров.
Одновременно с А.Ф. Коровиным, в том же 1974 году свое исследование родословной знаменитого уральского писателя публикует Иван Алексеевич Дергачев. Однако он начинает описание родословия Маминых от Григория Мамина, служившего по данным И.А. Дергачева в середине XVIII века священником в Щербаковской слободе. К сожалению, Иван Алексеевич не привел источника этих сведений. По архивным источникам, которые удалось разыскать мне, Григорий Егорович Мамин в 1750–54 гг. служил диаконом в Багарякской слободе. Затем, в январе 1755 г., был рукоположен в сан священника и служил в той же Багарякской слободе до начала 1780-х годов. Имеются сведения о пяти сыновьях Григория Мамина – Никите, Матвее, Степане, Луке и Викторе. Матвей Григорьевич Мамин, служивший пономарем в церкви села Истокского – прапрадед Дмитрия Наркисовича.
Представленные в 1974 году А.Ф. Коровиным и И.А. Дергачевым варианты родословия Маминых, как читатель уже наверняка заметил, не вполне стыковались между собой и, кроме того, содержали ряд «белых пятен». В частности, из них была не ясна родственная связь между Григорием Маминым (отчество которого И.А. Дергачев не указывает) и фигурирующими в публикации А.Ф. Коровина Петром Никифоровым, его сыном Иеремией и Василием Иеремиевичем/Игнатьевичем Маминым. Эта проблема была разрешена последующими исследованиями А.Г. Мосина (2000 г.) и Ю.В. Коновалова (2003 г.). С учетом результатов этих исследований можно утверждать, что первым из живших на территории Урала предков Д.Н. Мамина-Сибиряка (во всяком случае по тем данным, которые на сегодняшний день подтверждены документально и не вызывают сомнений) был Микитка Терентьев сын Пинежанин , который впервые упоминается в числе крестьян Арамашевской слободы, присягавших в 1645 году новому царю Алексею Михайловичу. Его прозвище – Пинежанин – позволяет с большой долей определенности утверждать, что происходил он с Пинеги, то есть с территории современной Архангельской области. В документах последующих лет находим имена сыновей Никиты Терентьевича: Игнатий, Артемий и Иван; и его внуков – интересующих нас сыновей Игнатия: Осип, Андрей, Василий, Лев. До начала XVIII века они проживали в Арамашевской слободе, затем, вероятно не позднее 1708 года, переселились в район Багарякской слободы. Самого Никиты к этому моменту уже не было в живых – последний раз он упоминается в документе, датированном 1682 годом.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 91
Зарегистрирован: 24.07.17
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.03.21 10:07. Заголовок: Один из потомков Ник..


Один из потомков Никиты Терентьевича – его внук Василий Игнатьевич – принимает духовный сан, став сначала пономарем в церкви Багарякской слободы, а позднее – священником с селе Истокском. Это подтверждается документами учета церковнослужителей 1737 года: «Истотского села Троицкой церкви поп Василей Игнатиев Мамин. Сказал от роду ему пятдесят четыре года. Во иерея посвящен к той церкви на место збежавшаго попа Петра Никифорова в 712-м году ис пономарей той же слободы» . Как видим, на какое-либо родство Василия с прежним священником Петром Никифоровым указания нет. Исчезновение же Петра Никифорова объясняется по всей вероятности башкирским восстанием, охватившим этот регион в 1709-10 гг.

Так что не священник Петр Никифоров, выходец из Кунгура, а крестьянин Никита Терентьев Пинежанин был дедом истокского попа Василия Мамина. Самого же Василия Игнатьевича по праву следует считать родоначальником церковнослужительской династии Маминых, служивших на протяжении двух с половиной веков в различных приходах Урала и Сибири. Вот так материалы незавершенного генеалогического исследования полувековой давности, которые периодически «всплывают» в наше время и публикуются без учета более поздних работ (к слову, также известных уже достаточно давно!), и могут ввести читателя в заблуждение.
Давайте теперь разберемся, где же в действительности «кунгурский след Маминых». До середины XIX века Мамины служили в регионах, которые по современному административно-территориальному делению относятся к Свердловской и Челябинской областям (в основном), а также Тюменской, Томской областям и Северному Казахстану. Их перемещение на территорию Прикамья – современного Пермского края – произошло лишь в 1844 году. Первым из «прикамских» церковнослужителей Маминых был Дмитрий Антонович (1823 – 1896), служивший большую часть своей жизни, почти 40 лет, священником в селе Алтыновском (Алтынном), расположенном ныне в Октябрьском районе Пермского края. Дмитрий Антонович Мамин приходился троюродным братом диакону села Покровского Ирбитского уезда Матвею Петровичу Мамину, родному деду Д.Н. Мамина-Сибиряка. На территории же современного Кунгурского района более 20 лет служил один из внуков Дмитрия Антоновича.
Анатолий Антониевич (Антонович) Мамин родился в 1869 г. в селе Дворецком Оханского уезда, был старшим сыном священника Антония Дмитриевича Мамина. Вскоре после рождения Анатолия Антоний Дмитриевич переведен в село Кизьву, где прослужит почти 16 лет. Затем полтора года, с сентября 1886 по апрель 1888 года, Антоний Дмитриевич будет служить в Кунгурском уезде – в селе Асовском (ныне – Асово). Места его последующей службы – село Кольцовское Пермского уезда (1888-93), село Верх-Язвинское Чердынского уезда (1894-97) и, наконец, село Бубинское Оханского уезда (1897-1902).

Соответственно детство Анатолия Мамина прошло в Кизьве (ныне – в Сивинском районе). Учился он в Пермской классической гимназии, что довольно необычно для поповича – во всяком случае, три его младших брата пошли в этом смысле привычным путем, в духовное училище. После гимназии около года служил в Пермской контрольной палате, затем был принят на духовную службу. В 1889-90 гг. – псаломщик церкви села Ильинского Пермского уезда, затем переведен в село Голубятское, где совмещал службу псаломщика с должностью учителя церковно-приходской школы. В мае 1894 г. перемещен к Иоанно-Предтеченской церкви села Стефановского Осинского уезда (ныне – село Ленск в Кунгурском районе). С этого момента начинается служение Анатолия Мамина на кунгурской земле.


В октябре 1896 г. Анатолий Мамин Преосвященным Петром, епископом Пермским и Соликамским рукоположен в сан диакона и указом Персмкой Духовной консистории определен на штатное место к Петропавловской церкви села Кинделинского Кунгурского уезда. В Кинделино диакон Мамин был учителем пения в местном народном училище и законоучителем в Ермиловском училище. Через несколько лет, в марте 1901 г., он рукоположен в сан священника. В этой должности о. Анатолий сменил священника Евфимия Филипповича Попова, служившего в Кинделино более 30 лет. Став священником Анатолий Мамин возглавил также церковно-приходское попечительство, был законоучителем в Кинделинском земском училище. Его деятельность на образовательном поприще была в 1905 г. отмечена благодарностью Кунгурского училищного совета «за хорошую постановку учебного дела» . Организация начального образования, особенно в сельских районах, также была одной из задач, успешно выполнявшихся православным духовенством.
В 1907-14 годах священник Анатолий Мамин – настоятель Свято-Троицкой церкви Кыновского завода. Одновременно – законоучитель Кыновского 2-х классного училища и 1-го Земского училища; заведующий церковно-приходской школой, Грязнухинской и Мягко-Кыновской школами грамотности; участковый попечитель Кунгурского комитета народной трезвости. Судя по данным клировых ведомостей, о. Анатолий обладал также незаурядными вокальными данными и применял эти свои способности в пастырской деятельности: при нем в церкви Кыновского завода было организовано всеобщее пение за богослужением.
В 1914 г. о. Анатолий переведен по прошению к Крестовоздвиженской церкви села Сылвенск. К уже привычной деятельности священника и законоучителя добавляются хлопоты военного времени: он занимается сборами средств на военный воздушный флот, за что удостаивается благодарности Великого Князя Александра Михайловича – шефа Императорского военно-воздушного флота.
Семья Анатолия Мамина состояла из жены Анны Евлампиевны, 1873 г.р., и двух дочерей: приемной Анны 1888 г.р. и Ольги 1898 г.р.
Анна училась на подготовительных курсах в Кинделинском земском училище, затем в Кунгурской женской гимназии. Служила в школах Кунгурского уезда: помощницей учителя в Ослянском народном училище (1908-1909 г.), учительницей в Бабенковском народном училище (с 1909 г.), Ломовском народном училище (с 1914 г.). В 1915-16 гг., как значится в клировых ведомостях, «состоит слушательницей высших женских курсов в Петрограде на содержании отца» . Поиск сведений о ней в архивах Санкт-Петербурга, к сожалению, результатов не дал.

Ольга в 1909-16 гг., училась в Кунгурской женской гимназии. В Кунгурском городском архиве сохранилась копия аттестата Ольги Анатольевны Маминой об окончании гимназии. В документах гимназии указан и адрес проживания ученицы: «за Иренской слободой, в доме Бабикова» .


Никаких сведений о семье Анатолия Мамина после 1916 г. обнаружить не удалось.

С Кунгурским районом связана судьба еще одного семейства, принадлежащего к роду Маминых. Двоюродная сестра о. Анатолия, Павла Дмитриевна Мамина, была замужем за Иоанном (Иваном) Васильевичем Соколовым, который с 1914 г. служил в Крестовоздвиженской церкви села Серга Пермского уезда (сейчас это село относится к Кунгурскому району).

Иван Васильевич Соколов родился в 1875 г. в селе Аряжском Осинского уезда в семье псаломщика. Обучался при часовне Св. Стефана, где в 1893 г. сдал экзамен на псаломщика. Служил псаломщиком в селе Кленовском Оханского уезда, в селах Аряжском и Савинском Осинского уезда. В мае 1914 г. рукоположен в сан диакона и определен к Крестовоздвиженской церкви села Серга. Его супруга Павла Дмитриевна родилась в 1878 г. в селе Сивинском Оханского уезда в семье священника Дмитрия Дмитриевича Мамина. По данным клировой ведомости за 1917 год, в их семье было пятеро детей: старшая дочь Евгения 1898 г.р., которая на тот момент служила учительницей в земском училище, сыновья Сергей 1903 г.р. и Виталий 1905 г.р., которые учились в Пермском Духовном училище и младшие дети – Мария 1908 г.р. и Александр 1910 г.р.

Судьба Крестовоздвиженского храма в Серге в ХХ веке оказалась трагичной. В июне 1918 г. два служивших здесь священника – Анания Аристов и Константин Юрганов – были арестованы за протест против изъятия церковного имущества и увезены в Пермь. 2 ноября 1918 года они были расстреляны во дворе Пермской Духовной Семинарии. В 2000 году оба были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Сам храм в 1930-х годах был закрыт, его купола и колокольня разрушены. Возвращен Церкви в 1992 г.
Иван Соколов по всей вероятности продолжал служить в Серге до 1919 года, затем скорее всего покинул город с отступавшими частями Белой Армии и вернулся спустя год. Этот вывод я сделал на основании пометки в клировой ведомости за 1920 год: «Был в отлучке с 17-го июня 1919 года по 27 июня 1920 года» . В феврале 1921 года диакон Соколов рукоположен в сан священника к той же церкви. Данные о дальнейшей судьбе священника Ивана Соколова и его семьи отсутствуют.

К сожалению, следы представителей рода Маминых, живших на кунгурской земле, теряются в смутные послереволюционные годы. Будем надеяться, что когда-нибудь удастся их отыскать…

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 47
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет