Отправлено: 26.10.17 10:12. Заголовок: Челобитная черного попа Антона на Анисима Гостева, брата его Никиту сотоварищи
РГАДА 1464-1-5
1661 г
Челобитная черного попа Антона Спасско-Печенгской пустыни на крестьян Верх-Кокшенской волости Важского уезда Анисима Гостева, брата его солдата Никиту Гостева и их товарищей о противоправной ловле рыбы в реке Печенге и бегстве попа в келею.
"тебя старец Матихин? и стяжнее да и тот не могл ис Кокшенги воды отпить а тебе де и с Печенги выды не отпить возмите де его робята да убейте да с каменем" - я тут голову сломал!
Печенгская Спасская мужская пустынь основана в начале XVII века монахом Матфеем, находилась на правом берегу реки Печеньга (приток Кокшеньги). В 1619 году инок Матфей построил в глухом лесу часовню в честь Преображения Господня и Всех Святых, поэтому и пустынь в документах, приведенных в «Актах Холмогорской и Устюжской епархии» называется Спасской или Всехсвятской, чаще – Спасской. В 1623 году построена первая церковь, которая была освящена в честь Всех Святых. Количество монахов в Спасской пустыни не превышало 7 человек. В 1678 году пустынь была уже не самостоятельной, а приписной к Николаевскому Маркушевскому монастырю. В 1753 году построена новая деревянная церковь, в 1757 году освящена в честь Всех Святых. Упразднена пустынь, по одним сведениям, в 1764 году, по другим сведениям, это произошло ранее.
Священником в Печенгской пустыни много лет был иеромонах («черный поп») Антоний Нешкин. (из "Печенгская Спасская мужская пустынь" Н. М. Македонская)
СПАССКАЯ ПЕЧЕНГСКАЯ ПУСТЫНЬ РГАДА Ф.64 Оп.55 Д.55
Возникла в XVII в. Находилась на р. Печенге в Кокшенгской четверти Важского у. (позднее - Тотемский у.). В XVIII в. была приписана к Николаевскому Маркушевскому монастырю. Упразднена в 1764 (обращена в приходскую церковь). Документы выделены из коллекции "Архив Коряжемского монастыря" в 1960. Грамоты, указы новгородского митрополита (об открытии церкви в пустыни), Архангельской консистории, Верховажского и Кокшенгского духовных правлений 1623, 1753 - 1759, 1764. Книги приходо-расходные 1702 - 1707, 1721, 1734 - 1736, 1756, записные сбора пожертвований 1678, 1756; книга приходо-расходная Николаевского Маркушевского монастыря 1726. Дела и документы 1621 - 1786, в т. ч. о земельных владениях монастыря; о столкновениях с крестьянами 1627, 1701. Поступные записи 1661, духовные грамоты 1728. Документы Спасской приходской церкви: указ Казенной палаты 1780, книга записная крещений, браков и смертей 1786, дело о церковных лесных угодьях 1793.
Сообщение: 800
Зарегистрирован: 24.07.17
Откуда: Россия, село Ключи
Репутация:
3
Отправлено: 29.10.17 12:39. Заголовок: Вынесла мне весь моз..
Ну вот что у меня получилось.
Црю (царю) Гсдрю (государю) и великому Кнзю (князю) алексею михайловичу всея великия и малыя и белыя росии Самодержцу бьет челом и извещает твой Гсдрв (государев) црский (царский) богомолец Важеского уезда Кокшенския Чети с Печенги реки Спаския пустыни черной поп Антон Щенешкин (Антонище Нешкин ? ) з братею тоя ж Гсдрь Кокшенския чети Верхкокшенския влсти (волости) на Онисима Гостева сна (сына) да на брана (брата) е(во) на салдата на Никиту Гостева ж сна (сына) с товарищи, а товарев (товарищей) своих они Гсдрь ве- дают кто с ними имяны были и чьи из отчины (по имяни и отчеству) а члвк (человек) их Гсдрь с пятнатцать было в такове деле (в этом деле) в нынешном Гсдрь во ??? году после петрова дни в первой четверг июля ??? приходили Гсдрь тот Анисим с своим братом и с товари- рищи своими в нашу мнстрскую (монастырскую) округу по реке по Печенге з бредником для рыбные ловли своим самовольством до мнстря вплоть. И я было их увидал на друговщине (друговщина – ватага, артель) что они в реке рыбу бродят и утицы молодые имают (ловят) и пожни (пожня – сжатое поле, луг) нши (наши) сенные покосы толочат (здесь – топчут) и почал (начал) было им говорить о добре, чтобы им нас нищих не обижать и угодья ншго (нашего) самосильством не уго- довать (угодовать – работать, заниматься сельскими работами) и пожень нших (наших) сеных покосов не толочить и налоги бы нам и мнстрю не творить. И тот Гсдрь Анисим з братом своим почал (начал) меня нища(во) бранить всякими недобрыми речьми: ты де стал оборона тому мнстрю , был де преж тобя (тебя) старец Матухин и стяжнее (стяжать – приобретать, добывать), да и тот не могл ис Кокшенги воды отпить, а тебе де и ис Печенги выды (воды) не отпить, возьмите де его робята да убейте да с каменьем и в воду. И я нищей видечи (видя) их Гсдрь сверепство и убояся их уйством (буйством) побегл (побежал) к мнстрю во печи. А тот Гсдрь Анисим з братом своим за мною в погоню гнались и до мнстря вплоть с ослопьем (ослопье – дубина, жердь) И в мнстре Гсдрь вопми (вопли) и крик послышали и встречью (навстречу) люди набежали и убить меня не дали и тот Анисим и к келее …. Гсдрь приходил и хвулил ….. ……. …….. А в прежних Гсдрь годех 1647 году в той же Гсдрь Верхкокшен- ской влсте (волости) старца ншго (нашего) Матухина убили да и в воду посадили. Да в том же Гсдрь в лете во ??? году сыскалсе ведомой (известный) тать (вор) Гришка Шустиков покрал у нас в мнстре из цркви (церкви) Спаскую казну а после тое Гсдрь цркви (церкви) де тать бы. И с тое ж дрвни (деревни) тот Анисим по трем? год нам творил обиду и налогу своим самоволь- ством в нищей мнстырской округе, в лесе зверя и птицу ловил а в реке рыбу, и пожни толочал, да на нас же хвалилца убийством. И мы нищие боясь ево Гсдрь похвалы и убий- ства на прежние? хлебные пашни и на сенные покосы не смеем ни ходить ни ездить. И в том нам Гсдрь чинятца большие убытки в хлебной недоход и в скотиной бескорми- це. А убыткам Гсдрь нашим будет перечень писан в исковой челобитной. Млсрдный (милосердный) Гсдрь и великий кнзь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя Росии самодер- жец смилуйся и пожалуй нас нищих чернцов. Великий Гсдрь сию нашу изветную челобитную Илеския волости црквому (церковному) старо- сте Моисею Иосиеву сыну принял в црквную казну и … … подписал чтоб про то Анисимово Гсдрь насильство а про на- шу бедность в мире известно было. Црь Гсдрь смилуйся пожалуй.
Отправлено: 29.10.17 14:21. Заголовок: Юрий, очень, очень к..
Юрий, очень, очень круто. Слов нет!!!!! Я бы это все ни в жисть не осилил, Црь Гсдрь смилуйся пожалуй. Все-таки там, по-моему, действительно Антонище Нешкин!!! По-моему, наверное, "руговщина" - на ружной земле, а не на "друговщине". И не Илеския, а Илейския волости - Илезская волость писалась как Илейская до 1800-х, а может и потом тоже.
На самом деле, по совокупности фактов, похоже на то, что крохотная пустынь из 7 человек пыталась контролировать всю округу и говорила кому чего делать.. Поэтому у них и были постоянно нелады с деревенскими - аж с самого 1627 года..., чуть ли не с основания пустыни.
Сообщение: 801
Зарегистрирован: 24.07.17
Откуда: Россия, село Ключи
Репутация:
3
Отправлено: 30.10.17 13:49. Заголовок: Mazut пишет: Я бы э..
Mazut пишет:
цитата:
Я бы это все ни в жисть не осилил,
Уважаемый Mazut не много скромничает Вообще то предполагал, что к расшифровке подключатся и другие участники форума, но что-то не срослось. Теперь по пунктам: 1. Mazut пишет:
цитата:
был иеромонах («черный поп») Антоний Нешкин
Mazut пишет:
цитата:
по-моему, действительно Антонище Нешкин!!!
Что-то мне ни разу не попадало таких окончаний имен в текстах 17-го века, ни у крестьян, ни даже у попов. Не известно, из какого источника взята фамилия попа в первой цитате, может исследователь не правильно прочитал, первый слог фамилии "Ще" принял за окончание имени "-ий"? Проблема разрешится, если найдется ещё один документ того времени, где фигурирует этот Антон. 2. В рукописи челобитки стоит верхняя выносная "д", поэтому можно прочитать двояко: " над руговщине" или "на друговщине". Руга - церковная земля. Но такая форма этого слова "руговщина" мне не встречалась, да и как-то совсем не по фэншую фраза "над руговщине". Мужики бродили по реке, а оказались "над". Друговщина - по Далю, община, общество, товарищество, круг, согласие, ватага, артель, братство. Крестьяне рыбачили большой толпой (около пятнадцати человек), артелью. Поэтому второй вариант мне кажется правильным. 3. Mazut пишет:
цитата:
И не Илеския, а Илейския волости
Фрагмент переписи Верх-Кокшенской волости 1685 года. "...пустыни тягла четь обжи. А в нем живут вкладчики Илеские влсти (волости) Фалелейко Борисов Ивашко Леонтьев да работной члвк (человек) Аниска Фокин родом он из Засухон." По буквам: И-л-е-с-к-i-е, по-другому не прочитаешь.
Отправлено: 31.10.17 13:24. Заголовок: Еще и так разложил, ..
Еще и так разложил, что не поспоришь!
С Антонищем действительно какая-то загадка... Я даже пытался делать поиск на то, в каких случаях могли писать "Иван ще Иванов", но ничего не нашел. Заметки об Антонии Нешкине - это из работы Нины Михайловны Македонской, которая, по-моему, и сейчас работает библиотекарем в Вологодском духовном училище. Мне и в голову не пришло, что она тоже могла прочесть имя-фамилию с ошибкой, а такая возможность действительно существует.
И правда, поиски на слово "руговщина" ничего не дают. Как впрочем и на "друговщина"...
Все даты в формате GMT
5 час. Хитов сегодня: 8
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет