Ну вот что у меня получилось.
Црю (царю) Гсдрю (государю) и великому Кнзю (князю) алексею михайловичу всея
великия и малыя и белыя росии Самодержцу бьет челом
и извещает твой Гсдрв (государев) црский (царский) богомолец Важеского
уезда Кокшенския Чети с Печенги реки Спаския пустыни
черной поп Антон Щенешкин (Антонище Нешкин ?
) з братею тоя ж Гсдрь
Кокшенския чети Верхкокшенския влсти (волости) на Онисима
Гостева сна (сына) да на брана (брата) е(во) на салдата на Никиту
Гостева ж сна (сына) с товарищи, а товарев (товарищей) своих они Гсдрь ве-
дают кто с ними имяны были и чьи из отчины (по имяни и отчеству) а члвк (человек) их
Гсдрь с пятнатцать было в такове деле (в этом деле) в нынешном Гсдрь
во ??? году после петрова дни в первой четверг июля
??? приходили Гсдрь тот Анисим с своим братом и с товари-
рищи своими в нашу мнстрскую (монастырскую) округу по реке по Печенге
з бредником для рыбные ловли своим самовольством до мнстря
вплоть. И я было их увидал на друговщине (друговщина – ватага, артель) что они в реке
рыбу бродят и утицы молодые имают (ловят) и пожни (пожня – сжатое поле, луг) нши (наши) сенные покосы толочат (здесь – топчут) и почал (начал) было им говорить о добре, чтобы
им нас нищих не обижать и угодья ншго (нашего) самосильством не уго-
довать (угодовать – работать, заниматься сельскими работами) и пожень нших (наших) сеных покосов не толочить и налоги бы
нам и мнстрю не творить. И тот Гсдрь Анисим з братом своим
почал (начал) меня нища(во) бранить всякими недобрыми речьми:
ты де стал оборона тому мнстрю , был де преж тобя (тебя) старец
Матухин и стяжнее (стяжать – приобретать, добывать), да и тот не могл ис Кокшенги
воды отпить, а тебе де и ис Печенги выды (воды) не отпить,
возьмите де его робята да убейте да с каменьем и в воду. И я
нищей видечи (видя) их Гсдрь сверепство и убояся их уйством (буйством)
побегл (побежал) к мнстрю во печи. А тот Гсдрь Анисим з братом
своим за мною в погоню гнались и до мнстря вплоть с ослопьем (ослопье – дубина, жердь)
И в мнстре Гсдрь вопми (вопли) и крик послышали и встречью (навстречу) люди
набежали и убить меня не дали и тот Анисим и к келее ….
Гсдрь приходил и хвулил …..
…….
……..
А в прежних Гсдрь годех 1647 году в той же Гсдрь Верхкокшен-
ской влсте (волости) старца ншго (нашего) Матухина убили да и в воду посадили. Да
в том же Гсдрь в лете во ??? году сыскалсе ведомой (известный) тать (вор)
Гришка Шустиков покрал у нас в мнстре из цркви (церкви) Спаскую
казну а после тое Гсдрь цркви (церкви) де тать бы. И с тое ж дрвни (деревни)
тот Анисим по трем? год нам творил обиду и налогу своим самоволь-
ством в нищей мнстырской округе, в лесе зверя и птицу
ловил а в реке рыбу, и пожни толочал, да на нас же хвалилца
убийством. И мы нищие боясь ево Гсдрь похвалы и убий-
ства на прежние? хлебные пашни и на сенные покосы
не смеем ни ходить ни ездить. И в том нам Гсдрь чинятца
большие убытки в хлебной недоход и в скотиной бескорми-
це. А убыткам Гсдрь нашим будет перечень писан в исковой
челобитной. Млсрдный (милосердный) Гсдрь и великий кнзь Алексей
Михайлович всея великия и малыя и белыя Росии самодер-
жец смилуйся и пожалуй нас нищих чернцов. Великий Гсдрь сию
нашу изветную челобитную Илеския волости црквому (церковному) старо-
сте Моисею Иосиеву сыну принял в црквную казну и …
… подписал чтоб про то Анисимово Гсдрь насильство а про на-
шу бедность в мире известно было. Црь Гсдрь смилуйся пожалуй.